среда, 16 декабря 2015 г.

Нечитайлова, Е. В. Смешанное обучение как основа формирования единой образовательной среды //Химия в школе.– 2014.- №9. –с.22-28.

Смешанное обучение как основа
формирования единой образовательной среды

     Первое десятилетие XXI века отмечено бурным развитием информационных технологий и внедрением их во все сферы деятельности человека. Под мощным натиском «оцифровывания» быстро формируется иная среда обитания современного человека. Исключением не становится и система образования, являясь одной из важнейших социальных сфер.
В первую очередь изменились цели образования. Развитие человека, его навыки работы с информационными блоками, его способность быстро адаптироваться к новым условиям стали приоритетными. Достижение таких целей возможно на основе использования новых средств, методов и организационных форм обучения. В школы стала поступать дорогостоящая, многофункциональная техника: интерактивные доски, мультимедийные комплексы, мобильные информационные классы. Но учитель столкнулся с новыми проблемами использования этой техники. И, хотя на курсах повышения квалификации стали быстро обучать учителей правилам технической эксплуатации нового оборудования, определение места и роли технического средства на конкретном уроке осталось открытой методической проблемой, которую должен решать сам учитель. В данной ситуации нужны ориентиры деятельности, иначе может получиться так, что мультимедийный комплект будет использован как кодоскоп, а интерактивная доска – как экран. Техника, возможности которой достаточно для создания развивающей образовательной среды, может выполнять только малую долю своих функций.
Как использовать новую технику для развития мышления учащихся? Не станет ли это добавочной нагрузкой на здоровье детей? Где найти ресурсы времени учителя? Отказываться или нет от традиционных технологий?.. Эти вопросы волновали педагогическую общественность зарубежных стран уже в конце XX века, потому как волна информатизации там началась гораздо раньше, чем в России. И сначала высказывались идеи о том, что «всемогущая техника» заменит учителя в школе. Однако, спустя десять лет, пришло осознание того факта, что роль учителя в условиях информатизации процесса образования резко меняется, но эта роль становится более значимой. Учитель должен организовать учебный процесс на основе понимания новых целей образования, на основе условий своего учебного учреждения, на основе образовательных запросов своих учащихся и их индивидуальных возможностей. Учитель должен реализовать идеи развития системы образования в мировом сообществе, в государстве, регионе на базе своей школы для детских коллективов, для конкретного ребенка. И сделать это так, чтобы большие идеи педагогической науки работали на развитие каждого ученика. Учитель должен создать образовательную среду, в которой каждый учащийся может получить максимальное развитие собственных потенциальных возможностей.
В качестве метода формирования такой среды ученые разных стран выдвигают идею смешанного обучения (blended learning). В России идет ее обсуждение не более трех лет, поэтому вопросов у учителей по поводу преимуществ и рисков ее использования еще много. Попробуем ответить в этой статье на вопросы, которые наиболее часто задают педагоги при первом знакомстве с технологией смешанного обучения.
Вопрос: «Что такое «смешанное обучение»?»
Системная интеграция традиционных и инновационных подходов с целью формирования единого образовательного пространства, которое станет основой для обучения человека в течение всей жизни – это и есть «смешанное обучение». Это организация обучения таким образом, чтобы ребенок учился использовать разные ресурсы – информационные, временные, энергетические – для достижения собственных целей развития. «Сочетание преимуществ каждой из форм обучения легло в основу технологии смешанного обучения, которая больше десяти лет используется в школах Европы и США. Системный подход в организации образовательного процесса, выражающийся в сочетании очного и электронного обучения, называется смешанным обучением» [1]
И новое здесь в том, что школа должна сформировать развивающую образовательную среду, и научить каждого использовать ее наиболее эффективно. В рамках данной технологии учитель планирует не только время урока, как основной дидактической единицы, но и организует самостоятельную деятельность ребенка в свободное время на основе его личного выбора, его приоритетов и интеллектуальных потребностей. Такая образовательная среда должна предоставлять возможности развития детям с разными особенностями и потребностями. И здесь от учителя будет зависеть грамотное соотношение того, что должен сделать каждый, чтобы овладеть необходимым набором ключевых и предметных компетенций, и тем, что дополнительно востребовано каждым ребенком согласно его интересам. Право выбора направления развития своих способностей должно быть у каждого, независимо от места проживания, состояния здоровья или материального благополучия.
Вопрос: «Если на уроке используются информационные технологии, то можно ли назвать это «смешанным обучением»?»
Несомненно, что это элементы смешанного обучения, которое предполагает наряду с традиционными подходами обязательное использование информационных технологий (ИТ). Но применение их только как иллюстративных материалов по теме урока весьма неэффективно. ИТ необходимо использовать так, чтобы они стали удобным и привычным средством совершенствования системы знаний, развития мышления, навыков творческой и исследовательской деятельности. Поэтому на замену фрагментарному использованию ИТ приходят модели смешанного обучения. Наиболее распространенной моделью, получившей большее количество положительных отзывов учителей, является модель «Перевернутый класс».
«Перевернутый» класс, потому как при традиционной форме обучения на уроке изучается теоретический материал, а дома выполняются упражнения. В рамках модели «Перевернутый класс» ученики дома работают с теоретическим материалом при помощи видео (учитель определяет, какой материал можно дать на проработку дома). А урок посвящается вопросам по изученному дома материалу и работе над упражнениями. Преимущество этой модели в том, что она позволяет эффективно использовать время урока в случае изучения теоретических тем, потому как на уроке уже меньше времени необходимо на разбор нового материала, только обсуждение оставшихся вопросов. Большая часть урока отводится на практическую деятельность по применению знаний в ходе решения задач, выполнения упражнений и организацию дискуссий. Такая модель востребована в классах с повышенной мотивацией обучения и при обязательном наличии у школьников домашней техники с выходом в Интернет.
Схема 1. Модель «Перевернутый класс» (Flipped-Classroom)

Например, при изучении темы «Электронные конфигурации атомов химических элементов» в 11 классе учитель планирует домашнюю работу учащихся так, чтобы к уроку они просмотрели видео с подробным пояснением темы. Кто-то из ребят хорошо помнит и знает материал из курсов 8-10 классов, кто-то забыл или когда-то пропустил, но имеет возможность восстановить учебный материал. Учитель отбирает в Сети или готовит свой видео урок по теме и дает задание.
Задание к уроку №1. Видео урок : «Строение атома. Химия 11. Часть 1» http://www.youtube.com/watch?v=VtV4ghbQdKs
Необходимо уметь:
1.       Характеризовать строение атома химического элемента (от элемента №1 до элемента №20)
2.       Составлять электронные формулы (от элемента №1 до элемента №20)
3.       Составлять элкетронно-графические формулы (от элемента №1 до элемента №20)
Вопросы к уроку:
1.       Будут ли когда-нибудь открыты химические элементы, символы которых станут в пустые клетки Периодической системы (ПС) между водородом и гелием? Почему Вы так думаете?
2.       Почему свойства элементов внутри периода ПС изменяются плавно, а при переходе к новому периоду (Ne/Na) происходит резкое изменение свойств?
Задание к уроку №2. Видео урок : «Строение атома. Химия 11. Часть 2» http://www.youtube.com/watch?v=MdEhnvUtMUI
Необходимо уметь:
1.       Характеризовать строение атома химического элемента (от элемента №21 до элемента №37)
2.       Составлять электронные формулы (от элемента №21 до элемента №37)
3.       Составлять элкетронно-графические формулы (от элемента №21 до элемента №37)
Вопросы к уроку:
1.       Что такое «провал электрона»? У каких элементов IV группы наблюдается провал электронов?
2.       Что такое «электронное семейство»? Приведите примеры элементов разных (4-х) семейств.
3.       Для чего необходимы электронно-графические формулы?
Получив задание, учащиеся понимают, какой результат они должны получить в ходе домашней подготовки, ориентируясь на данные «необходимо уметь» и вопросы учителя к заданию. На уроках учитель организует деятельность ребят по отработке навыков написания электронных формул, электронно-графических схем, по работе с тестами и вопросами ЕГЭ для тех, кто выбрал химию для своей будущей профессии.
Вопрос: «Возможно, что «смешанное обучение» это дистанционное обучение, которое всем хорошо известно?»
Отождествление этих понятий неверно исходя из характера взаимоотношений учителя и ученика. Если при дистанционном обучении субъекты образовательного процесса могут не знать друг друга лично, общаясь только посредствам электронных систем, то смешанное обучение предполагает наблюдение учителем за деятельностью ученика в разных сферах его деятельности. Учитель планирует работу ребенка на уроке и дома, дозируя и распределяя учебный материал. Он учитывает эмоциональное состояние ученика, кризисные периоды жизни ребенка, формирует мотивацию учебной деятельности, использует методы для поддержания интереса к предмету. Личное общение в данном случае приоритетно, а дистанционная составляющая является вспомогательной. Такой акцент необходим при организации смешанного обучения в средней школе, учитывая возрастные особенности ребят. А уже при обучении в высшей школе акценты иные и дистанционная система может превалировать. Только дистанционный метод обучения возможен, по нашему мнению, для обучения взрослых людей, которые уже умеют планировать свою деятельность, и мотивированы на определенный результат.
Вопрос: «При помощи обычного школьного учебника тоже можно организовать работу учащихся и на уроке, и дома. Можно варьировать заданиями и реализовывать дифференцированный подход. По сути ИТ – это только новое средство для достижения тех же целей?»
Самая главная цель образования – развитие личности учащегося. И учебная книга, несомненно, играет огромную роль в достижении данной цели. В рамках смешанного образования как раз акцентируется внимание на интеграции методов обучения на основе разных средств. Но преимущество ИТ – это интерактивность. Обучение возможно только в процессе использования коммуникативных практик, поэтому расширение коммуникативных возможностей дает импульс развитию процесса познания. Формируется новый вид сетевых коммуникаций, используя который человек может обсудить интересующий его учебных вопрос в сообществе, на форуме, не дожидаясь дня и времени очередного урока задать вопрос учителю, однокласснику, друзьям по интересам в Сети. Мобильность получения информации также играет роль мотивационного фактора, стимулируя потребность в дальнейшем развитии знаний. Поэтому ИТ как новое средство обучения выводит сам процесс обучения на качественно иной, более высокий уровень.
Вопрос: «Не вызовет ли использование новой технологии перегрузки учащихся?»
Перегрузка может произойти при бессистемном использовании всех возможных средств обучения, имеющихся в арсенале учителя. Технология смешанного обучения позволяет систематизировать работу так, чтобы распределить учебную нагрузка по временным зонам дня ребенка с непременным учетом его личных предпочтений. Наибольший упор делается на эффективность работы на уроке, когда учитель организует деятельность учащихся, реализуя системно-деятельностный подход. На домашнее время обязательным для выполнения должен быть минимальный объем учебной нагрузки (до 20 минут общей работы по предмету), но с пояснениями для тех, кто хочет работать больше, учитывая разные цели (ликвидировать пробел в знаниях, подготовиться к олимпиаде, удовлетворение познавательного интереса и другое).
Для исключения возможности перегрузки и, в то же время, для удовлетворения познавательных потребностей учащихся можно использовать модель «Автономная группа», которая позволяет выделить группу учащихся в классе с особыми познавательными потребностями и организовать их деятельность, как в классе, так и во время консультаций (очных и дистанционных), во время самообучения. Такой подход эффективен при работе с одаренными детьми или ребятами, которые отстают от программы по ряду объективных причин.
Схема 2. Модель «Автономная группа» (Lab Rotation)

На таком же принципе работает и модель «Индивидуальная траектория». В данном случае учитель организует работу одного ребенка в индивидуальном темпе. Поэтому в рамках именно технологии смешанного обучения имеется большой потенциал для реализации идеи инклюзивного образования, что необходимо в современном обществе для решения важных социальных задач.
Схема 3. Модель «Индивидуальная траектория» (IndividualRotation)

Вопрос планирования при работе с данной технологией еще остается проблемным. Пока его решает учитель исходя из понятий здравого смысла: соотношение учебных целей, метапредметных и, что в данной ситуации наиболее значимо, личностных.
Вопрос: «Не вызовет ли использование новой технологии перегрузки учителя?»
Освоение чего-то нового всегда требует повышенных затрат энергии и времени. Изменение стиля работы не может быть легким, но и работать в новых условиях, ориентируясь на привычные рутинные подходы, тоже становится дискомфортно. Использование же технических устройств в любой сфере на первых этапах кажется затруднительным, потому что так всегда воспринимается все новое. Но, спустя некоторое время, человек уже не представляет себе иного бытия вне использования современных средств. И в итоге благодаря новым технологиям человек успевает делать за единицу времени гораздо больше, чем это было возможно, например, десять лет назад. Создав систему работы на основе смешанного обучения, учитель ощущает большую, чем ранее свободу действий в плане решения значимых ежедневных педагогических задач.
Вопрос: «Не работают ли школы России уже в таком режиме интеграции образовательных технологий, не называя это смешанным обучением?»
Некоторые школы действительно реализуют элементы данного подхода, создавая новую образовательную среду на основе интеграции педагогических технологий. Развитие образования в любом случае будет происходить в направлении интеграции разных систем и методов обучения на основе ИТ, как это не назови. Акцент внимания на технологии смешанного обучения позволяет подойти к планированию системного использования разных обучающих подходов.
 Так, можно привести пример Центра образования №2030 г.Москвы, мощная материальная база которого позволяет использовать самые современные подходы в образовании. Дистанционное образование здесь используют наряду с классно-урочной системой. Очень широко используется модель «Смена рабочих зон», которая является удобной в случае, если изучение темы предполагает разные виды деятельности в рамках одного урока. Тогда задания чередуются не одновременно для всего класса, а для групп детей в определенном темпе. Содержание деятельности определено учителем. Класс должен быть оборудован так, чтобы обеспечить работу учебных групп в полном объеме. Такая модель эффективна для проведения лабораторных работ по химии, биологии, физики, для организации проектной и исследовательской деятельности школьников.
Схема 4. Модель «Смена рабочих зон» (Station-Rotation)

В России технология смешанного обучения внедряется в разных регионах в рамках проекта, который проводится Некоммерческим Партнерством  «Телешкола». В проекте принимают участие школы Оренбурга, Перми, Ижевска, Тамбовской области, Набережных Челнов, Москвы [2].
Вопрос: «Как организовать смешанное обучение? Что для этого надо?»
Для организации смешанного обучения нужна современная материальная база учебного учреждения, что, к счастью, является сегодня предметом внимания государства и, независимо от местоположения, школы России оснащены современным техническим оборудованием.
Необходимы условия для работы каждого ребенка дома. Это, конечно, предмет заботы родителей. Но учитель должен вести разъяснительную работу о роли учебной техники для формирования личности современного человека и совместно с родителями вырабатывать режим труда и отдыха ребенка на основе здоровьесберегающих технологий.
Для работы на уровне среднего образования наиболее приемлема на основе возрастных особенностей учащихся группа моделей смешанного обучения «Вращение» (Rotation), отдельные модели которой были разработаны специалистами разных стран [3] и представлены выше в данной статье.
Приступая к организации смешанного обучения, учитель решает вопросы выбора образовательной платформы, ресурсов для обучения, форм планирования своей деятельности и форм контроля учебных достижений.
Платформа
Платформа необходима для организации дистанционной поддержки очного курса обучения. Такой платформой может стать электронная почта, социальная сеть (Дневник.ру, ВКонтакте), личный сайт педагога, блог, площадка на образовательной платформе (Moodle, Smartlearn, Open class, Edmodo). Выбор необходимо сделать на основе образовательных потребностей и технических возможностей обучаемых. На выбранной платформе учитель организует учебные группы (классы), которые регулярно получают задания в виде текстовых файлов, видео, аудио. Получается виртуальный класс, в который каждый ученик заходит в удобное для него время и находит себе занятие по предмету на уровне его потребностей. Чем выше степень интерактивности организованного учебного процесса на выбранной платформе, тем эффективнее обучение.
Ресурсы
Во-вторых, учитель определяет базовые ресурсы для обучения: УМК на печатной основе, видеоуроки, электронные учебники. Ресурсы должны быть доступны учащимся для работы дома, то есть иметься в наличии дома или быть доступными в Интернет.
По химии качественные видео уроки можно найти на сайте Интернетурок.ру (http://interneturok.ru/ru). Уже много лет пользуются заслеженным авторитетом среди учителей химии ресурсы  сайта Единая коллекция ЦОР, где размещены прекрасные видео химических экспериментов П.Беспалого (http://school-collection.edu.ru/).
Планирование
При организации смешанного обучения планирование учебного процесса отличается от традиционного подхода, потому как учитель должен распланировать не только время урока, но и работу ребенка дома. Эта особенность планирования позволяет осуществить индивидуальный подход и проявить отдельное внимание, как одаренному ученику, так и тому, кто испытывает сложности в обучении [4].
Мониторинг
Особую заботу учителя представляет мониторинг достижений учащихся. В данном случае очевидно, что необходимо использовать как традиционный, так и инновационный инструментарий оценки предметных, метапредметных и личностных результатов.
Ценным ресурсом в данном случае является сайт Дневник.ру, потому как на этом сайте учитель может создавать разные тесты по учебной программе и предложить работу с этими тестами учащимся дома. Учитель будет иметь информацию не только о результатах выполнения тестов, но и о количестве попыток предпринятых учащимся для выполнения теста и времени потраченного на работу. В данной системе можно создавать тесты с выбором как одного правильного варианта ответа, так и с выбором множества ответов, как закрытые тесты, так и открытые. Можно использовать шаблон открытых тестов для создания заданий с контекстными задачами.
 Однако вопрос мониторинга достижений учащихся еще находится в зоне неопределенности современной педагогической науки и практики. Идет интенсивный процесс разработки инструментария для мониторинга по разным предметным дисциплинам. И творческие разработки учителей-практиков должны сыграть значимую роль в данном случае.
Своевременная реализация возможностей современных средств обучения является важным фактором развития всей системы образования. Поэтому необходима мобильность, как методических служб, так и всего педагогического сообщества по разработке и внедрению в практику обучения новых методов работы.
Литература:
  1. М.Л.Кондаков, Е.В.Латыпова. Смешанное обучение: ведущие образовательные технологии современности / http://www.vestnik.edu.ru/2013/05/smeshannoe-obuchenie-vedushhie-obrazovatelnyie-tehnologii-sovremennosti/
  2. http://www.internet-school.ru/for_teachers/for_teachers769/for_teachers769770
3.      H.Staker, M.B.Horn. Classifying K-12 blended learning. http://www.innosightinstitute.org/innosight/wp-content/uploads/2012/05/Classifying-K-12-blended-learning2.pdf
4.      D.Gonzalez. The flipped classroom. Education. Issue7, 2013. p.16-20.


Комментариев нет:

Отправить комментарий